- Зоткин И.Т., Цветков В.И. (1970). О поисках метеоритных кратеров на Земле. Астрономический вестник, No.1, Issue 4, С. 5-65
- Гараева А.А., Гроховский В.И. (2003). Экспедиция в район
падения Витимского болида . Институт геологии и геохимии им. ак. А. Н.
Заварицкого Уральского отделения Российской академии наук // Ежегодник,
2003, Екатеринбург: Изд-во ИГГ УрО РАН, 2004, С. 461-465
- Шахиджанов Ю.С., Кирюхина Н.Н., Постникова О.В., Фомичева Л.Н.
(2004). Возможная причина происхождения Тунгусского и Иркутского взрывов
. Разведка и охрана недр , No.4, С. 54-56
- Антипин В.С., Язев С.А., Перепелов А.Б., Ефремов С.В., Митичкин
М.А., Иванов А.В., Павлова Л.А., Карманов Н.С., Ущаповская З. (2005).
Витимский метеорит (25 сентября 2002 года) - результаты комплексных
исследований. Геол. и геофиз., Vol.46, No.10, С.1050-1064
- Антипин В.С., Арсентьев А.Н., Семенов Д.В., Язев С.А., (2007). Комплексные исследования витимского болида. Околоземная астрономия. Межд. конф., Терскол, 3-7 сент., 2007: Тез. докл., С. 47
- Хазанович-Вульф К.К. (2007). Диатремовые шлейфы астроблем или
"болидная модель" образования кимберлитовых трубок. Из-во "Геомастер",
Петрозаводск, 272с.
- Jarmo Moilanen (2003). List of probable and possible impact structures of the World.
- D. Rajmon (2009).
Свечение. Радиоактивность 24 мкр/ч. Повреждение леса на высоте 25-30 м.(Антипин В.С. и др., 2007)
Правильное округлое озеро
(Зоткин И.Т., Цветков В.И., 1970)
Спутниковая фотография кратера из Google Earth.
Обзор:
В ночь на 25 сентября 2002 года на севере Иркутской области
наблюдался яркий болид, сопровождавшийся мощными световыми,
акустическими и электрофонными явлениями. В литературе по нашему
предложению он получил название Витимский. Силами институтов Иркутского
научного центра СО РАН и Иркутского госуниверситета в 2002-2003 гг были
организованы три экспедиции в район падения. Проведен опрос очевидцев,
собраны данные по объективной регистрации проявлений болида, обследован
район вдоль трассы падения, определеннойспутниками США. Выполнен анализ
частиц, собранных во время второй экспедиции (апрель 2003 г) в снеговых
пробах вблизи проекции трассы полета. Частицы содержат минеральные
ассоциации, которые встречаются в метеоритном веществе (сульфидные и
металлические фазы). Обнаружены: микросферулы с пористой структурой,
сходные с подобными из снегового покрова Антарктиды; зерно, содержащее
пирит; частицы, содержащие окисленное и металлическое железо, а также
никелистое железо с содержанием как первых процентов, так и десятков
процентов никеля. Частица никелистого железа в ассоциации с
микрочастицей кварца обнаружена в углеродистом (сажистом) материале.
Соотношения Ni и Fe соответствуют характерным для метеоритного вещества
минералам - тэниту и камаситу. Определен радиант болида: прямое
восхождение 22 часа 18 минут, склонение 10 градусов 02 минуты в
созвездии Пегаса. Вдоль трассы полета найдены множественные повреждения
леса предположительно вследствие действия ударной волны. Высокая
мощность сопутствующих болиду явлений связана предположительно с высокой
скоростью входа в атмосферу.
(Антипин В.С., Арсентьев А.Н., Семенов Д.В., Язев С.А., 2007)
Громкий пронизывающий свист, который описывает один из жителей г.
Бодайбо, несомненно, представляет собой одну из разновидностей
электрофонных явлений. До сих пор неизвестно, произошел ли взрыв в
воздухе или в результате удара тела о землю, так как иркутские
исследователи не нашли место взрыва космического пришельца, поскольку
ищут его намного южнее. На рисунке автора место взрыва тела изображено
на расстоянии 80 км от г. Бодайбо.
Схема трассы пролета Витимского болида и
местонахождения связанных с ним аномальных явлений. Составил автор по
материалам опроса очевидцев. 1-3 - точки трассы полета болида,
зафиксированные с американского спутника (1,2): появление (1) и
исчезновение в облачности (2); место взрыва тела по расчетам автора (3).
4 - пос. Мама, где наблюдались наведенные болидом электрические токи; 5
- пос. Луговской (Луговка), где зафиксированы сейсмические явления во
время пролета болида.
Полет болида вызвал сильное возмущение магнитного поля Земли, а
его изменение привело к появлению электрического тока в замкнутой сети
(вполнакала светилась выключенная люстра, на столбиках ограды
метеоплощадки аэропорта "горели лампочки" 1 - 2 секунды) .
Также есть показание о сейсмических возмущениях в процессе полета болида: дребезжание окон и гул в течение пяти минут.
(Хазанович-Вульф К.К., 2007).
Обзор статей из РЖ ВИНИТИ "Геология и геофизика":
25 сентября 2002 г. над Мамско-Чуйским и Бодайбинским районами
Иркутской области наблюдался полет яркого болида, который сопровождался
значительными световыми, звуковыми и электрофононными явлениями, а также
воздушной волной. По данным зафиксированных американским спутником
координат двух точек наблюдения и опроса многих очевидцев этого
природного явления была реконструирована траектория падения метеорита. В
предполагаемом районе падения метеорита в 2002-2003 гг. работали три
экспедиции, основные результаты комплексных исследований которых
изложены в данной статье. Кроме экспедиций Иркутского научного центра СО
РАН поисками метеоритного вещества занимались сотрудники Комитета по
метеоритам РАН и группы ученых и студентов из Екатеринбурга и
Красноярска. Ни одной из экспедиционных групп не удалось обнаружить
кратеры либо следы падения метеорита, а также его фрагменты. По
материалам отобранных по трассе полета метеорита проб снегового покрова
нами были обнаружены и исследованы электронно-зондовым методом
минеральные частицы и сферулы, происхождение которых могло быть связано с
космогенным веществом из дымно-пылевого абляционного следа метеорита.
Наибольший интерес для исследований представляли полиминеральные сферулы
и частица Ni-содержащего пирита, а также частица никелистого железа,
состав которых по соотношению Fe и Ni соответствуют типичным минералам
метеоритов - камаситу и тэниту. Анализ таких минеральных образований
показывает, что они не характерны для коренных пород и коры выветривания
исследованной территории, а имеют, в частности, морфологическое
сходство со сферулами (микрометеоритами) из льда Антарктиды. Важным
аргументом в пользу метеоритного происхождения обнаруженного вещества
являются также и совпадение места обнаружения метеоритов с
установленными в ходе экспедиционных работ участками поврежденного и
поваленного леса на проекции трассы их полета
(Антипин В.С., Язев С.А., Перепелов А.Б., Ефремов С.В., Митичкин
М.А., Иванов А.В., Павлова Л.А., Карманов Н.С., Ущаповская З., 2005).
Приведена история изучения Витимского болида (ночь 24/25 сентября
2002 г., Мамско-Чуйский и Бодайбинский районы, север Иркутской области
РФ). Перечислены некоторые свидетельства очевидцев (оптические,
акустические и сейсмические явления). Дана топокарта М 1:100000 со
схемой пешеходных маршрутов для поиска фрагментов/кратеров от болида.
Результаты работы четырех научных экспедиций 2002-2003 гг.: 1)
Визуальный осмотр в бинокли склонов возвышенностей (гольцов) Витимского
плато не привел к обнаружению свежих метеоритных кратеров/воронок и/или
крупных фрагментов метеорита; выявлены вывалы леса; 2) обследование 10
открытых площадок в районе под предполагаемой по наблюдениям очевидцев
траекторий завершающей стадии полета болида с применением
металлоискателя Tiger Shark среди светлых, мало магнитных пород
обнаружило большое количество антропогенного металлического мусора,
железные метеориты не найдены; 3) опрос местных жителей - очевидцев
полета болида в Бодайбинском районе по специальным опросным листам
указывает (частично) на расширение области наблюдения болида к северу,
по сравнению с первыми оценками границы области наблюдения; 4)
предполагается ошибочность использованного расчета наклона траектории
полета болида; рекомендуется искать фрагменты на продолжении траектории
по наблюдениям ИСЗ
(Гараева А.А., Гроховский В.И., 2003).
Авторами предложена гипотеза о мощном взрыве большого объема
газовой смеси (азот и углеводороды с примесью тяжелых углеводородов,
водорода и гелия), скопившегося в кратероподобных участках местности
бассейна р. Подкаменная Тунгуска, Эвенкия (Тунгусский метеорит 30 июня
1908 г.) и в бассейне р. Витим, Иркутская область (Витимский болид,
сентябрь 2002 г.). Геохимический анализ талой воды из желтого снега в
районе взрыва Витимского болида, забранной после взрыва, показал большое
содержание тяжелого водорода (трития) и следы изотопов {60}Co и
{137}Cs. Авторы напоминают, что в 1974-1987 гг. в недрах Восточной
Сибири на глубинах 100-1550 м осуществлено 22 подземных ядерных взрыва с
суммарной мощностью более 240 кт ТНТ. К северу от эпицентра Витимского
болида 2002 г. находится Средне-Ботуобинское нефтегазовое месторождение
(100 км к юго-западу от г. Мирный, Республика Саха (Якутия)), где
произведены 7 ядерных взрывов и в 1998-2002 гг. обнаружены высокие
концентрации {137}Cs. К западу от эпицентра 2002 г. находится Марковское
нефтяное месторождение (Усть-Кутский район, Иркутская область), где в
1977 г. произведен ядерный взрыв мощностью 7.6 кт ТНТ. За счет миграции
пластовой воды и газов, загрязненных радионуклидами, в водоносные
горизонты и взрывные трещины, может образоваться обширная зона
радиоактивного загрязнения недр. Радионуклиды способны мигрировать в
зону активного водообмена, загрязняя грунтовые воды и газы, выходящие на
дневную поверхность за сотни километров от эпицентра взрыва. Такая
модель может объяснить анализ талой воды взятой после взрыва Витимского
болида 2002 г.
(Шахиджанов Ю.С., Кирюхина Н.Н., Постникова О.В., Фомичева Л.Н., 2004).
|